Оглавления тем: | Текущей; | Объемлющей. | Прочие любимые места в Интернете.
Кому нужны уставные отношения?
Анатолий ВассерманТак озаглавлен один из читательских отзывов на мою заметку «Неуставные отношения» («ОВ», 1993.01.26). Вообще отзывов я получил неожиданно много — целых 4. 3 — письменных, а один читатель позвонил, сообщил редакции свой телефон, и мы с ним беседовали довольно долго. Он заметку хвалил так восторженно, что неудобно цитировать. Так же как и хвалебное письмо, написанное наполовину по-украински. Займусь подробнее отзывами отрицательными.
Но прежде повинюсь перед читателями. Статья 62–1 из уголовного кодекса Украины исключена ещё в июле. Но я об этом узнал, увы, когда заметка уже вышла. А взамен разрабатывается новая статья. Законодатели надеются запретить лишь то, что может привести к кровопролитию. В том числе и косвенно, так что суть не изменится.
Автора письма, заглавием которого открыт этот обзор, я называть не буду. Ради него самого. Ибо знаю: если не сейчас, то года через два ему будет стыдно за это письмо. И не хочу его позорить, демонстрируя всему городу как лжеца.
«В 60-е — 90-е годы на руководящие посты в Украине назначались только русские, которые и сейчас в основном руководят нами». Щербицкий и Капто, Кравчук и Масол, Ивашко и Гуренко, Симоненко и Боделан… Русские?
«В армии на все должности от командира полка и выше, не говоря уже о генеральских, назначались только русские». Командующий Тихоокеанским флотом Головко, командующий 14-й армией Лебедь… Перечень мог бы занять всю газету. Кстати, нынешний командующий Одесским округом Радецкий — тоже вроде не москаль!
«В Одессе ни одной украинской школы не было». Все 40 лет моей жизни прошли в квартале от одной из крупнейших школ города — 121-й. И все эти 40 лет в ней учат по-украински. А ещё — как во всех украинских школах города — по-английски, чтобы ученики в эту школу шли.
«В Одессе избивают стариков-ветеранов за разговор на украинском языке». Надеюсь, автор письма эту беду не накличет. Пока такого не было. И не дай бог…
Отмечу ещё слова «русифицировался Крым» (как будто он принадлежал Украине с XVII века, а не с 1954-го года), ссылки на «экономический саботаж» «сторонников единой и неделимой» и (для полноты картины) «патАлогическую ненависть». Надеюсь, что в основной работе — учитель музыки — автор фальшивит меньше, чем в письме.
Второй отрицательный отзыв куда серьёзнее. Приведу его полностью. Лишь абзацы письма пронумерую для удобства ссылок. Ибо ответа оно заслуживает подробного.
*** 1. Прочитав статью программиста А.Вассермана в «Одесском вестнике» за 26 января, я испытал чувство брезгливости. Всё в этой статье есть — и ругань в адрес нашего государства, и ложь, и оскорбления в адрес высших должностных лиц, избранных хоть и по старым, несовершенным законам, но всё-таки впервые на альтернативной основе.
2. Он не оригинален, этот программист. Как и все провокаторы, он конечно же — защитник прав и интересов народа. Видимо, поэтому он «не удивляется» людям, готовым проливать кровь за то, чтобы вернуться в старое рабство. И «домысливает» за президента страны, что тот «готов любой кровью удержать нас в рабстве новом». Это уже ложь и оскорбление, за которые полагается отвечать в уголовном порядке.
3. В том, что на территории Украины есть люди, желающие спровоцировать столкновения, в том числе и вооружённые, в общем-то известно. Но вот в вопросах о числе этих людей, об их истинных целях, национальном составе стоило бы разобраться прежде, чем лить грязь на страницах вашей газеты. Думаю, что и цели и число этих людей совсем не такие, как хочет представить программист Вассерман.
4. Интересно было бы узнать далее, как определил автор, что в «СССР и СНГ рабства куда меньше, чем в украинской… державе»? Он что — проводил исследование, выработал методику сравнения, установил критерии? Глубоко в этом сомневаюсь. Не тот калибр у программиста. Подобную некорректность и недобросовестность проявляет А. Вассерман и в других положениях своей статьи — о том, что соглашения, принятые в СНГ, не выполняются «прежде всего Украиной», о препятствиях обучению на русском языке (на украинском, как утверждает автор, учились и раньше), о вождях правящих партий и общественных движений. Любой объективный читатель без особого труда разглядит там и тенденциозность и фальсификацию. Я же в заключение хотел бы сказать вот что.
5. Судя по фамилии, автор статьи — еврей. Эта нация прошла через многие тяжелейшие испытания, но в конце концов создала своё государство и успешно его строит, хотя и встречается с большими трудностями. Мы, украинцы, с пониманием относимся и к Израилю и к евреям, уезжающим туда. Почему же так враждебно, без малейшего понимания природы наших трудностей А. Вассерман относится к созданию другого независимого государства — украинского?
6. Это обстоятельство имеет ещё один деликатный аспект. Я думаю, что, несмотря на тяжелейшее наше нынешнее положение и тем более на мелкие укусы таких лиц, как А. Вассерман, мы своё государство построим. Но в этом случае будут ли иметь моральное право жить в нём люди, которые сейчас ведут себя подобно А. Вассерману? Порядочно ли это?
27 января 1993 г.
Шепетуха М.И., инженер
*** Как видите, обвинения суровые. А справедливые?
1. Альтернативные выборы, увы, не гарантия хороших должностных лиц. А вот несовершенные (сознательно испорченные) законы — гарантия плохих. Хотя, перечитав статью, я так и не понял, что М.И. Шепетуха считает оскорблениями — разве что выражение «Великий Вождь»?
О лжи в моей статье судить не мне. Я писал то, во что верю — хотя читатель может счесть ложью всё, что для него неприятно. Но слова о рабском, угнетательском характере нового государства — не ругань, а, увы, диагноз.
2. Действительно, провокаторы могут ссылаться и на интересы народа. Но неужели каждый правозащитник — провокатор? Боюсь, что даже Чорновил и Горынь не согласятся с Шепетухой: они себя считают профессиональными правозащитниками.
А «домысливать», разъяснять, что скрывается за красивыми словами политиков — не ложь и оскорбление, а прямая обязанность публициста.
3. Я видел теоретические конференции УНА, поезд дружбы депутата Хмары, шествия украинского казачества, листовки УНСО, чествования ветеранов УПА… И уже разобрался в «числе, истинных целях, национальном составе» «людей, желающих спровоцировать столкновения». Число — пока, слава богу, малое; истинные цели — Украина без инородцев; национальный состав — деревенско-галицийский. Или инженер Шепетуха имеет в виду всех, кроме профессиональных украинцев?
4. Один из лозунгов антивоенного движения в США 60-х годов гласил: «Не надо быть метеорологом, чтобы узнать, что уже идёт дождь». Специальных исследований современного политического рабства и раболепства я не проводил. Достаточно оглядеться. Пересчитать школы, скоропостижно объявленные украинскими. Поверить заявлениям министров, что они, конечно, соглашения в рамках СНГ срывают, но не добровольно, а лишь по требованию «правящих партий и общественных движений». Послушать самих вождей этих партий… Или всё это фальсификации?
Конечно, всё относительно. На фоне Азербайджана с Узбекистаном Украина — явный оплот демократии и свободы. На фоне Армении — мирная, процветающая великая держава. Но даже если забыть входившую в СССР Прибалтику, то и в СНГ есть преуспевающая Беларусь, спокойный — и потому жаждущий единства — Казахстан, вольнодумная и многообещающая Россия. Равняться надо не на удобных, а на лучших!
А что касается «калибра программиста»… В ответ на мои замечания о международно-правовых аспектах приднестровского конфликта газета «Юг» уже упрекала: негоже программисту лезть в политику.
Да, я уже 20 лет — профессиональный программист. Что это значит? Я составляю программы для компьютеров — подробнейшие предписания, по которым они должны работать. Учитываю при этом сотни и тысячи нюансов: стоит не предусмотреть любую мелочь — и, встретив её, машина начнёт творить бог весть что. Непрерывно ищу недосмотры и ошибки — и свои, и чужие — и, обнаружив, исправляю. Постоянно изучаю новинки, появляющиеся в моей профессии ежедневно. Знакомлюсь и с новостями в других делах: никогда не знаешь, с чем придётся работать завтра. Неужели все эти навыки лишние для политика и публициста?
И уже 10 лет я не просто программист, а системный: пишу программы, которыми пользуются другие программисты. То есть мою работу непрерывно оценивают те, кто может — или хотя бы верит, что может — сделать нечто подобное и сам. И судя по тому, что моими программами пользуются — не слишком они плохи. Так что я обучен быть в своем деле не худшим. И не убеждён, что оказался худшим в журналистике. Убеждены ли в этом мои оппоненты?
5. По фамилии я — действительно еврей. И евреями были все мои предки. Во всяком случае, родители матери свободно говорили на идиш, отмечали 2–3 еврейских календарных праздника, а бабушка иногда готовила кисло-сладкое мясо и фаршированную рыбу (которую я, увы, не ел — детсадовская кухня привила мне ненависть к любым рыбным блюдам). Но мои родители идиш знают лишь в пределах выученного в школе родственного ему немецкого языка, а праздники отмечают только общесоветские. Сам я еврейские песни люблю, конечно, больше польских — но куда меньше французских. Так что я русский. Как еврей Маршак, поляк Гоголь-Яновский, немец фонВизен. Как русским был сын датчанина Иоганна Дала, великий знаток живого великорусского языка Владимир Даль, учивший, что человек принадлежит тому народу, на языке которого думает.
Создание Израиля в 1948-м году было попыткой мира расплатиться с евреями: за их истребление немецкими нацистами, превзошедшими в этом деле всех предыдущих; за закрытые перед беженцами границы; за молчание дипломатов… Но как бесплатное приложение евреи получили лютую ненависть арабов, считающих себя обделёнными. И независимо от этого идею собственного государства даже сами евреи приветствовали далеко не все. Не зря в одном Нью-Йорке евреев практически столько же, сколько во всём Израиле.
И дело тут не только в трудностях. Я, например, считаю несчастьем создание любого нового государства. Ибо невозможно провести государственную границу, которая не разделила бы какой-нибудь народ. К счастью, государств на свете раз в 30 меньше, чем народов. Пока?…
6. Несомненно, своё государство построить можно. Особенно если не обращать внимания «на тяжелейшее наше нынешнее положение». Но каким будет государство, если в нём не станет людей, не согласных с методами его строительства и целями существования? В стране без инакомыслящих мы живём уже 75 лет. Неужели так уж необходимо продлевать это состояние?
И неужели мои попытки предостеречь от повторения старых ошибок и совершения новых так уж непорядочны?
Так что с отзывом М.И. Шепетухи я согласиться, увы, не могу. Рад бы, конечно, не числиться скандалистом, не наживать себе врагов. Но слишком знакомо по прежним годам всё сказанное моими оппонентами. И слишком отчётливы перспективы независимой вотчины тоталитарных политиков. Так что вынужден, пока не добрались до меня профессионалы из КГБ–СБУ и любители из УПА–УНСО, кричать: «Берегитесь! Нам опять лгут, нас опять заводят в тупик, мы опять кормим своих поработителей!» Кричу — и может быть, кто-нибудь услышит…
© 1993.02.10.06.33, Анатолий Вассерман Перепечатка без предварительного согласия (но с последующим уведомлением) автора допускается только в полном объёме, включая данное примечание.
Оглавления тем: | Текущей; | Объемлющей. | Прочие любимые места в Интернете.