Оглавления тем: | Текущей; | Объемлющей. | Прочие любимые места в Интернете.
Вечный клинкер
Анатолий ВассерманБлеснём эрудицией!
Как по-Вашему, какая мостовая — самая старая непрерывно действующая в мире?
Оговорка «непрерывно действующая» понятна. Седой стариной дышат камни Помпеи — но семнадцать веков были они скрыты под пеплом Везувия. Прекрасны булыжник Львова и брусчатка Красной площади — но сколько раз их перестилали!
У меня нет точных документальных данных по этому вопросу. Может быть, Вам удастся найти и что-нибудь подревнее. Но пока я убежден: самая старая мостовая, движение по которой ни разу не прерывалось, находится в Одессе.
Более 150 лет назад был изобретён способ переплавки камня с глиной, дающий в результате клинкер. Не тот клинкер, который размалывают в пыль, получая цемент. Нет, этот рецепт позволял создать клинкер в виде камня — и сверхпрочного.
Естественно, клинкером попытались мостить дороги — в те времена промышленной революции по дорогам ездили куда больше прежнего, и разрушались они быстрее. Естественно, изобретатель предложил своё детище прежде всего Одессе — одному из богатейших (и, увы, грязнейших) городов тогдашней Европы.
Отцы города радостно ухватились за новинку технического прогресса — прогресс был ещё внове и ценился выше, чем сейчас. Но они были достаточно мудры, чтобы не рисковать излишне. И для начала клинкером вымостили небольшой экспериментальный участок — на углу улиц Итальянской (Пушкинской) и Ланжероновской (Ласточкина).
Увы, первый же год опытной эксплуатации выявил серьёзный недостаток. Клинкер был слишком гладок — в дождь по нему скользили люди и даже лошади. К тому же и топлива на выплавку шло многовато. В степной Одессе дрова ценились высоко, да и уголь возили хотя и морем, но аж из Англии. Так что даже одесских богатств могло на мощение всего города не хватить.
Эксперимент был окончен. Город мостили обычным булыжником, а через полсотни лет перешли на асфальт. Кстати, начали асфальтировать с самого парадного участка — Николаевского (Приморского) бульвара. И лишь недавно — стараниями бывшего главного архитектора Одессы Мироненко и его киевских друзей, которым он отдал заказ на проект реконструкции — асфальт заменили кирпичом.
А клинкерный участок разбирать не стали. Место, где он лежал, было не бойкое, скользить в дождь почти некому. Да и интересно было: сколько же он продержится?
Держится до наших дней — уже полтораста лет. Пару камней треснуло, несколько исчезли — то ли разбиты в пыль, то ли кто-то выковырнул. Но заметить эти изъяны на большом ярко-жёлтом перекрёстке не так-то просто.
Рядом с мостовой — тротуар у археологического музея. Лет 15 назад его замостили цветным цементом. Советское значит отличное! Цемент растрескался лет через 5, а ещё через 5, когда «реконструировали» бульвар, заодно и здесь часть цемента заменили цветным кирпичом. Интересно, сколько он продержится?
Рассказывали мне об этой мостовой красивую былину. Примерно в те же годы, когда клали этот цемент, под клинкерной мостовой прорвало водопровод. Прибыли ремонтники и собрались раскапывать. Ясно было — поломать мостовую они смогут, а вот починить… И тогда жители окружающих домов высыпали на мостовую. Уселись на ней вплотную друг к другу. И сидели до тех пор, пока ремонтники не докопались до пробоины в трубе сбоку, не трогая древние камни.
Раньше я в этот рассказ не верил. Поверил, когда одесситы тем же способом защитили от Мироненко и его реконструкторов деревья Приморского бульвара.
Если бы мы всегда так защищали нашу историю от новых любителей всё поломать!
© 1992.11.24.09.19, Анатолий Вассерман Перепечатка без предварительного согласия (но с последующим уведомлением) автора допускается только в полном объёме, включая данное примечание.
Оглавления тем: | Текущей; | Объемлющей. | Прочие любимые места в Интернете.