Оглавления тем: | Текущей; | Объемлющей. | Прочие любимые места в Интернете.


Бог на паровозе

Анатолий Вассерман

   Система игры, разработанная создателем и руководителем одесского клуба «Эрудит» Борисом Бурдой, официально называется «А если подумать?» И больше всего мы боимся превращения её в игру «А если вспомнить?» А вспоминаются иной раз вещи довольно неожиданные. Но кому в игре нужна экзотическая эрудиция? Ясно, что фактами из Большой Советской Энциклопедии или книги рекордов Гиннесса можно завалить любого — ведь наизусть их не учат. А раз любого, интерес теряют все.

   Впрочем, иногда интересный факт можно увидеть и не в книге, а прямо на улице. И в одной из первых игр клуба звучал такой вопрос. Я с удовольствием включаю его в нашу рубрику:

Блеснём эрудицией!

   Как по-Вашему, когда на Дерибасовской появился паровоз?

   К сведению тех, кто твёрдо уверен, что паровозов на Дерибасовской никогда не было: этот паровоз там находится и по сей день. И даже с места не сдвинулся. На крыше здания Пассажа, прямо над входом со стороны Дерибасовской, помещён бог торговли Меркурий. И восседает он верхом… на паровозе!

   Одесса создавалась как торговый центр. Своим процветанием она обязана прежде всего проходившей через неё большей части хлебного экспорта великой империи. Даже промышленность в ней развивалась прежде всего способствующая хлеборобству (завод плугов — ныне имени Октябрьской революции, суперфосфатный) и торговле (судоремонтный, канатный — для тех же судов). Понятно, что, воздвигая на главной улице города храм торговли — крупнейший универмаг, его украсили изображением бога торговли. И понятно, что бог восседал на том, что к тому моменту доставляло в Одессу почти весь вывозимый хлеб, на главном тогда во всём мире средстве транспорта. Так что с 1899-го года, когда Пассаж был открыт, Дерибасовскую украшает паровоз.

   Кстати, начали строить Пассаж в 1898-м году. Всего два года — неплохие темпы! Сейчас о таких можно лишь мечтать. Нынешний собрат Пассажа — центральный универмаг около Привоза — сооружается ещё со времен доперестроечных. И будет готов разве что к тому времени, когда в нём будет чем торговать…

   Питерский переворот в октябре 1917-го года разрушил, кроме всего прочего, сельское хозяйство страны. И после коллективизации большой вывоз хлеба из Одессы кончился. Правда, были и другие статьи экспорта, но в конце концов порт переориентировался на импорт. И сейчас главный вывозимый товар — аммиак с «припортового» завода, смертельно опасный и в производстве, и в транспортировке. Так что торгуем мы сейчас собственной экологией.

   Беловежский переворот в декабре 1991-го года разрушил, кроме всего прочего, великую империю. Если раньше на просторах шестой части суши можно было, хотя и с трудом, наскрести товары на несколько больших портов (Одесса, Питер, Таллинн, Рига, Новороссийск…), то теперь мощности Одессы оказываются явно избыточны для нужд незалежной неньки. Конечно, всё ещё продолжается транзит через Одессу и Украину в остальные республики «бывшего СССР». Но что будет завтра, когда на границах по слову независимого Киева встанут таможни, а оплата за транзит сможет гарантировать его нерентабельность?

   Более того, распад империи ударил и по собственной украинской промышленности. Энергию — прежде всего нефть и газ — придётся теперь покупать не по внутренним союзным ценам, а по мировым, в несколько раз большим, что бьёт прежде всего по хлеборобам. Комплектующие изделия, запчасти, сырьё, проходя через лицензионные комитеты и таможни, обрастают пошлинами и разоряют производителей и потребителей одновременно. И даже гордость Арманда Хаммера, бомба над Одессой — припортовый завод — может вскоре остановиться: большую часть сырья он получает из Тольятти, а это — несмотря на итальянское имя — ненавистная нашим вождям Россия.

   Не придётся ли к столетию Пассажа — в соответствии с исконно украинскими традициями — пересадить Меркурия с паровоза на чумацкую повозку?



© 1992.10.28.07.41, Анатолий Вассерман

Перепечатка без предварительного согласия (но с последующим уведомлением) автора допускается только в полном объёме, включая данное примечание.


Оглавления тем: | Текущей; | Объемлющей. | Прочие любимые места в Интернете.